Права покупателя на возврат товара или его замену на аналогичный защищены на уровне федерального законодательства. Этот факт известен многим, но не все граждане и продавцы знакомы с отдельными нюансами соответствующего правового акта.
Рассмотрим, как вернуть или обменять качественный товар, купленный в магазине.
Федеральный Закон «О защите прав потребителей» обязывает владельцев торговых точек принимать и обменивать товар, даже если тот вполне надлежащего качества, не требует ремонта и замены на функционально полноценный.
Если новая вещь не подошла по размеру, цвету, форме, фасону или просто разонравилась, закон разрешает отнести товар без брака обратно в магазин, чтобы обменять на подходящий или вернуть деньги. Срок, в течение которого можно вернуть товар, — 14 дней, при этом возвращаемый товар должен соответствовать условиям:
- товарный вид в порядке, все заводские штампы и прочие внешние признаки неизменны;
- желательно, чтобы был чек, подтверждающий покупку в конкретном магазине, но в некоторых случаях можно обойтись без него;
- товар не включен в утвержденный законом перечень тех, что не подлежат возврату. В этот перечень входят:
лекарства,
косметика и средства гигиены,
нижнее бельё и чулочно-носочная продукция,
бытовая химия,
ювелирные изделия,
сложная бытовая техника (телевизоры, холодильники, компьютеры),
текстиль и трикотаж,
комнатные растения,
периодическая печать (газеты и журналы).
Если ваша покупка соответствует этим требованиям, то несите ее в магазин и скажите продавцу, что купленная вещь не подошла по размеру, цвету или фасону и вы хотите обменять ее или вернуть деньги. Если в магазине есть точно такая же вещь, которая вам подойдет, обмен пройдёт без проблем. Здесь все просто. Обычно для обмена не просят ничего подписывать или заполнять. Отдали вещь и чек, получили новую.
А вот для возврата денег нужно написать или заполнить заявление в 2-х экземплярах.
Когда изделия нет в наличии…
Возможна ситуация, когда поменять товар не на что, так как нужный аналог временно отсутствует в продаже. Что делать?
В 25-й ФЗ «О защите прав потребителей» сказано, что при отсутствии товара, который покупатель хочет получить взамен, наступают основания для прекращения действия договора купли-продажи.
В этом случае магазин обязан вернуть уплаченную за изделие сумму в течение трех дней с момента, когда покупатель потребовал замены покупки. Правда, возможен и другой вариант — договориться. Продавец, получив от покупателя его контактные данные и желаемые характеристики товара, обязуется сообщить покупателю факт поступления в продажу нужного изделия.
А что делать, если чек потерялся или продавец не хочет принимать товар?
В статье 25 закона «О защите прав потребителей» сказано, что отсутствие чека не помешает вернуть или обменять товар. Нужно просто доказать факт покупки другим способом. Доказательством покупки в магазине может служить:
- штрих-код на упаковке;
- гарантийный талон;
- показания свидетелей;
- дубликат кассового чека, который хранится у продавца;
- техпаспорт, в котором стоит отметка продавца о продаже вещи и подпись продавца.
Алгоритм возврата товара надлежащего качества без чека следующий:
- Составление заявления (2 экземпляра) на имя руководителя торгового центра или магазина (возможно заполнение бланка, предоставленного продавцом).
- Передача заявления уполномоченному лицу магазина с документами, подтверждающими покупку в конкретном магазине. На 2-ом экземпляре сотрудник магазина должен отметить о том, что получил заявление.
- Ожидание решения.
- Обращение в судебные органы в случае отказа.
Если же продавец не хочет соблюдать права покупателя при возврате товара или обмене, то клиент магазина вправе обратиться в Роспотребнадзор, в суд или же прокуратуру с соответствующей жалобой.
Продавцы и администрация часто пользуются юридической безграмотностью покупателей и стараются убедить их отказаться от претензий и уйти ни с чем. Настаивайте на своем, ссылайтесь на статью 25 закона «О защите прав потребителей». Пусть персонал поймёт, что вы знаете свои права. Обычно это снимает любые возражения, а ваш вопрос решается за несколько минут.
Читайте также:
Претензия на некачественный товар
Возврат товара в интернет-магазин
Добавить комментарий