Кто такие коллекторы? Работа коллекторов.
Если вы не знаете, кто такие коллекторы, считайте себя счастливчиком. Значит, вы либо никогда не оформляли покупки в кредит, либо всегда все платежи оплачивали вовремя.
На сегодняшний день невозврат кредитов встречается довольно часто. Бороться с этим явлением призваны коллекторы – специалисты по взысканию задолженности, или профессиональные собиратели долгов (от англ. collect – «собирать»). Хотя правовое регулирование данной деятельности на территории РФ, в настоящее время отсутствует и в законодательстве нет даже термина «коллектор», деятельность эта нашла широкое распространение на территории РФ.
Работа коллекторов подразумевает, прежде всего, общение с клиентами, просрочившими погашение задолженности (информирование, ведение переговоров об оплате долга, консультирование клиентов по вопросам возникновения (погашения) долга, расчет просроченной задолженности, разрешение конфликтных ситуаций).
Если клиент банка или фирмы из уважаемого партнера вдруг превратился в злостного неплательщика, то есть четыре пути решения вопроса:
- Уговаривать клиента добросовестно погасить долг.
- Привлечь на помощь коллекторов – за определенный процент от суммы долга ( Работа коллекторов по агентским соглашениям).
- Продать долг клиента на откуп коллекторской компании.
- Подать на должника в суд.
Первый путь в бизнесе (а тем более банковском бизнесе) неприемлем, так как обычно малоэффективен.
Второй путь предполагает, что банк (страховая организация, частная фирма) поручает коллекторской компании в течение определенного срока обеспечить возврат определенного объема «плохих» кредитов, но оставляет за собой право обладанием долга. Процент комиссии агентств зависит от сложности долга, а в общем составляет порядка 15-30% от взысканной суммы. Но когда работа коллекторов проводится по агентскому соглашению, они ограничены сроками. Какие-то банки могут дать два месяца на возврат задолженности, какие-то — четыре.
Третий путь предусматривает, что банк (частная фирма) продает «долговой портфель» коллекторской фирме за сумму, на 5-15% меньшую, чем стоимость долга.
Такой вариант для неплательщика имеет 2 стороны.
Во-первых, если коллекторы выкупили невозвращенный кредит, то «убеждать» возвратить деньги будут всеми доступными им способами. Не отступятся и ни на какие компромиссы не пойдут, иначе потеряют уже свои деньги. Главная цель коллекторов — заставить заемщика внести очередной платеж, не доводя дело до суда. И для них все методы хороши. Так и разориться недолго.
Во-вторых, банковские нюансы вроде комиссии за снятие-начисление денег на счет, страховки или пени их, как правило, не интересуют. Для них (опять же, как правило) главное – основная сумма кредита. Так что если заемщик в принципе готов расстаться с залоговым имуществом, сможет перезанять под долг новый кредит или каким-то неведомым способом сможет найти требуемые деньги – то вариант с продажей долга коллекторам в конечном счете может даже оказаться ему более выгодным, чем работа с банком, который никогда не откажется от всех причитающихся ему (и, как правило, прописанных в кредитном договоре мелким шрифтом) комиссий.
Банки избирают третий путь в случае, когда неуплата долга запаздывает более чем на 3-6 месяцев и заемщик не идет на контакт с кредитором.
Четвертый путь – это самый крайний случай. Как известно, суды перегружены, их заседания постоянно переносятся, а процессы затягиваются надолго. Даже в случае положительного решения суда по исковому делу, работа исполнительной службы может затянуть выплату долгов еще на несколько месяцев (в лучшем случае). В суд может подавать как банк (страховая или любая другая фирма, требующая возмещения ущерба), так и коллекторское агентство, в том случае, если оно выкупило долг нерадивого заемщика.
Методы работы коллекторов.
Методы работы коллекторов можно разделить на три большие группы:
- Так называемый, soft-collection. Сотрудники коллекторского агентства (как правило, имеющие специальную психологическую подготовку), проводят переговоры с должниками по телефону. Наиболее часто этот метод взыскания дебиторской задолженности используется при работе с физическими лицами по долгам телекоммуникационных компаний, учреждений потребительского кредитования и т.п. Подобные телефонные разговоры ведутся под запись, в целях исключения противоправных действий со стороны сотрудников коллекторских агентств.
- Переговоры непосредственно с должниками, с выездом на дом или по месту нахождения организации – должника (hard-collection). Крупные коллекторские агентства при использовании hard-collection ни в коем случае не допускают силовые и иные незаконные методы. Эффективность работы их обеспечивается специальной подготовкой коллекторов и системой внутреннего контроля за сотрудниками агентства.
- Классические «методы взыскания долга» — представление интересов заказчика в судах, в службе судебных приставов – исполнителей или, так называемый, «legal-collection», осуществляемый профессиональными юристами коллекторского агентства.
Конечно, это методы работы коллекторов даны в самом общем виде. Каждая компания, специализирующая на взыскании долгов, имеет свои способы воздействия на неплательщиков, которые, по понятным причинам, не разглашаются. Благопристойные фирмы практикуют только законные действия, отпетые вышибалы — исключительно криминальное давление, однако большинство участников рынка серых коллекторов имеют в своем меню разнообразные услуги: от угроз до адвокатов.
Если вас » беспокоит» коллектор…
Народ уже давно окрестил коллекторов «узаконенными вышибалами». И это неудивительно — стремясь заставить должника вернуть взятые в кредит деньги и пользуясь правовой неграмотностью граждан, а также отсутствием законодательства о коллекторском деле, сборщики долгов не особенно стесняются в средствах. Чтобы убедиться в этом, достаточно побродить по просторам Интернета или просто поговорить с людьми. Истории можно услышать действительно шокирующие.
И, если коллекторское агентство откровенно «перегибает палку», угрожая должникам и оказывая на них психологическое давление, необходимо эффективно защищаться. Для этого существует несколько четких правил.
При контакте с представителем коллекторского агентства (телефонном звонке, встрече) необходимо предложить ему представить документы, подтверждающие его право требовать возврата задолженности. Если разговор ведется по телефону, заемщик может предложить коллектору направить копии соответствующих документов по почте. Также следует попросить представить документы, подтверждающие размер задолженности, расчет суммы штрафных санкций, процентов и т. д.
Если заемщик не имеет возможности погасить полностью всю сумму, ему стоит выразить свое несогласие с суммой штрафных санкций, предложив разрешить спорный вопрос в судебном порядке. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.
В случае если звонки коллекторов продолжаются, необходимо сообщить им, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так и было на самом деле), а также разъяснить положения ст. 163 УК РФ «Вымогательство».
В том случае, если звонки не прекратились, необходимо подготовить жалобу в правоохранительные органы, в которой необходимо изложить фактические обстоятельства.
Если представители коллекторского агентства решили нанести личный визит домой к должнику и звонят в дверь, впускать их не следует. Если они пытаются вскрыть или выбить дверь, угрожают, то эти действия образуют состав уголовного правонарушения — необходимо сразу же вызывать милицию по телефону 02. Все угрозы коллекторов нужно записывать на диктофон.
Не нервничайте, если ситуация так сложилась, а сохраняйте спокойствие, и в первую очередь, обратитесь за консультацией к юристу, очень часто должников пугают судимостью и нарушениями уголовного кодекса, на самом деле, невыплата кредита не является уголовным преступлением. Наоборот, это вы можете подать в суд на коллекторное агентство, за угрозы вам и вашей семье, правоохранительные органы, в этом случае должны возбудить уголовное дело.
Для правильного общения с представителями коллекторских агентств необходимы спокойствие, выдержка, уверенность. Зачастую эти люди имеют опыт оперативной работы и очень легко распознают неуверенность и страх.
Удачи вам. И пусть эта статья вам не пригодится.
Читайте также:
К вам пришел судебный пристав.
Коллекторы работаю официально? Они узаконены или как самостоятельные фирмы, а то можно послать на х…. и продолжать дальше самому решать вопрос с Банком.
Коллекторы работают официально, но лишь как некие общества с ограниченной ответственностью, зачастую позиционирующие свои задачи, как юридические услуги или «юридическое сопровождение вашего бизнеса». Законодательной базы у них нет, работают как посредники при выбивании долгов! Сами вы вопрос с банком решить-то решите, но это дорого вам будет стоить, особенно если срок, в течение которого не делались выплаты банку, велик! Обратитесь к адвокату, ваши неустойки будут снижены в 2-5 раз!
А что делать в случае, если вы не брали кредит, а взял друг/родственник/незнакомец и указал вас как контактное лицо? В моем случае некая подобная организация обещает завалить звонками, если должник не оплатит.
Я оформила кред.карту в 2008 году. Начался кризис — потеряли работу с банком договориться не смогла. Сменила номер. Недели 2 назад мне поступил звонок якобы помощник участкового и спрашивает телефон моего мужа. Номер Екб. Я перезвонила сказали дежурная часть, спросила город — сказали… потом пришло письмо на новое место прописки и начали мне звонить… насчитала 8 номеров. Имеют ли они право добывать информацию обманным путем?
Для выбивания долгов есть служба приставов, у которых полномочий выше чем, даже у полиции, они должны цивилизованно взыскивать задолженность
но почему -то вдруг с какого-то времени этим стали заниматься коллекторы, бандитскими способами, потому-что банкам так выгодно и они проллобировали
закон о коллекторах, в общем все делается для банков и в интересах банков, но вспомните историю 1917 года, в первую очередь толпа кинулась громить
банки