Наверное, каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с процедурой регистрации права собственности когда покупал квартиру, дачу, получал в наследство недвижимость или по каким-то иным причинам. Процедура эта довольно сложная и малоприятная, к тому же требует порой много моральных и физических затрат.
Так что же такое такое государственная регистрация права собственности?
Государственная регистрация права собственности — это юридический акт, т.е. действие, влекущее за собой определенные юридические последствия: согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на собственность, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на неё, если иное не установлено законом.
Порядок осуществления государственной регистрации прав собственности установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Она осуществляется на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Что же является основанием для проведения государственной регистрации права собственности?
Основаниями для регистрации являются:
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством;
- акты о приватизации жилых помещений;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти;
- акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Какие документы нужно предоставить для государственной регистрации права собственности?
Для осуществления процедуры регистрации в УФРС (управление федеральной регистрационной службы) должны быть предоставлены следующие документы:
1. Паспорт заявителя.
2. Заявление о государственной регистрации сделки.
3. Заявление о государственной регистрации права собственности.
4. Заявление о государственной регистрации обременении (ограничений) прав – при их наличии.
5. Акт приема-передачи.
6. Правоустанавливающий документ на основании которого должны быть произведены регистрационные действия. Это может быть договор о купле- продаже, свидетельство о наследстве, судебный акт и др.
7. Кадастровый паспорт .
8. Чек-ордер об уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей; если дольщиков несколько, то платит каждый, пропорционально своей доле.
9. Разрешение органов опеки и попечительства в случаях принадлежности объекта в собственности несовершеннолетнему лицу.
10. Нотариально удостоверенное согласие супругов сторон договора, либо заявления об отсутствии зарегистрированных брачных отношений.
11. В случае принадлежности объекта на праве общей долевой собственности, подтверждающие извещение продавцом других сособственников о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, либо отказ от права преимущественной покупки, удостоверенный нотариально.
12. Согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия.
Дополнительно по договору залога (ипотеки):
13. Согласие третьего лица на приобретение (регистрацию) прав по договору – в случае, если на регистрацию представлен договор купли-продажи в пользу третьего лица.
14. Копия уведомления ФРС о погашении залога.
15. Кредитный договор.
16. Закладная.
Датой регистрации является дата внесения номера договора в единый государственный реестр.
По закону регистрация должна осуществляться 1 месяц со дня подачи документов на регистрацию и 5 дней при регистрации ипотеки. Но, как правило, ждать приходится от 2-х до 3 месяцев.
По закону каждый человек имеет право на получение сведений о регистрации договора с использованием любых средств связи, будь то письмо или заявление, поданное через Интернет на сайт www.rosreestr.ru.
А чиновники, в свою очередь, несут ответственность за задержку регистрации, за подлинность предоставляемой информации, за необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
В соответствии с законодательством Российской Федерации лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении (утрате) информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон.
Таким образом, если в результате долгой государственной регистрации права собственности не были предоставлены соответствующие документы в банк, и вы понесли финансовые потери из-за отказа банка в ипотеке, то вы имеете право подавать жалобу в Росреестр, а затем и в суд. Основание: статья 31 федерального закона № 122, которая гласит: «Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.»
Читайте также:
Регистрируем сделку с жильем.
Спорно